Система работы по организации летнего оздоровительного периода в дошкольном учреждении
Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении.
Жан Жак Руссо
Летний оздоровительный период – сезонный отрезок времени, в который реализуется система мероприятий, направленных на оздоровление и физическое развитие детей.
Пребывание дошкольников на свежем воздухе в летний период укрепляет и закаливает детский организм, оказывает положительное влияние на всестороннее развитие. Основная задача взрослых ‒как можно полнее удовлетворить потребность растущего организма в отдыхе, творческой деятельности и движении. Обеспечить необходимый уровень физического и психического развития детей поможет четко спланированная система мероприятий оздоровительного, познавательного и развлекательного характера. Важно так организовать жизнь дошкольников, чтобы каждый день приносил им что-то новое, был наполнен интересным содержанием, чтобы воспоминания о летнем времени, играх, прогулках, праздниках и развлечениях, интересных эпизодах еще долго радовали детей.
Успех летней оздоровительной работы с дошкольниками во многом определяется тем, насколько грамотно и своевременно подготовились к ней все участники воспитательно-образовательного процесса.
Регламентирующие нормативные документы.
Проведение профилактических, закаливающих, оздоровительных и воспитательных мероприятий с детьми в летний период регламентируют нормативные документы:
·Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г).
·Конституция РФ от 12.12.1993г. (ст. 38, 41, 42, 43).
·Федеральный закон от 24.07.98г. 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
·Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.
·Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.09.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
·Приказ Минздрав России от 04.04.03 № 139 «Об утверждении инструкции по внедрению оздоровительных технологий в деятельность образовательных учреждений».
·Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольного образовательного учреждения СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденные главным государственным санитарным врачом РФ от 15.05.2013 № 26.
·Инструкция по охране жизни и здоровья детей в дошкольных учреждениях и на детских площадках, утвержденная Минпросвещением РСФСР 30.01.1955.
·Основная общеобразовательная программа дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида второй категории № 28 г.Шахты Ростовской области"».
Принципы планирования оздоровительной работы.
При планировании оздоровительной работы следует придерживаться следующих принципов:
·комплексное использование профилактических, закаливающих и оздоровительных технологий;
·непрерывное проведение профилактических, закаливающих и оздоровительных мероприятий;
·использование простых и доступных технологий;
·формирование положительной мотивации у детей,родителей и педагогов к проведению профилактических закаливающих и оздоровительных мероприятий;
·повышение эффективности системы профилактических и оздоровительных мероприятий за счет соблюдения элементарных правил и нормативов: оптимального двигательного режима, физической нагрузки, санитарного состояния учреждения, организации питания, воздушно-теплового режима и водоснабжения.
Организация работы в летний оздоровительный период
Цель – повышение качества оздоровительной работы с воспитанниками и широкая пропаганда здорового образа жизни среди всех участников воспитательно-образовательного процесса в летний период.
Задачи летнего оздоровительного периода:
·реализовать систему мероприятий, направленных на оздоровление и физическое воспитание детей;
·создать комфортные условия для физического, психического, нравственного воспитания каждого ребенка, развития у них любознательности и познавательной активности;
· организовать здоровьесберегающий режим, обеспечивающий охрану жизни, предупреждение заболеваемости и детского травматизма;
·осуществлять просвещение родителей по вопросам воспитания и оздоровления детей в летний период.
При подготовке к летнему оздоровительному периоду следует исходить из необходимости учета следующих факторов:
·ООП ДОО;
·индивидуальных социально-психологических особенностей детей;
·особенностей климатической зоны.
Система оздоровления детей в летний период включает в себя:
Общие рекомендации по организации летнего оздоровительного периода.
· ежегодно к летнему оздоровительному периоду проводить ремонт и покраску оборудования, участки дополняются малыми архитектурными формами, игровым оборудованием;
· организовать подвоз песка, высадку деревьев, разбивку цветников;
· каждый день организовывать работу взрослых по соблюдению санитарно-гигиенических требований (обрабатывать песок в песочницах, ежедневно мыть пол на верандах, в жаркую погоду участки поливать водой, своевременно скашивать траву и т.д.);
· организовывать предметно-развивающая среду на территории ДОО (оборудование для игровой и познавательно-исследовательской деятельности в песке и воде, выносные зонтики, теневые навесы, чехлы для песочниц, расширять ассортимент выносного оборудования);
· соблюдать режим дня летнего оздоровительного периода, соответствующий ООП ДОО;
· соблюдать питьевой режим летнего оздоровительного периода, соответствующий ООП ДОО (питье выдается по первому требованию ребенка);
· увеличивать продолжительность прогулок и сна (в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию, оборудованию и режиму работы дошкольных образовательных учреждений, п. 2.12.14);
· различные виды детской деятельности (игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная, чтение) и самостоятельную деятельность детей организовывать на воздухе;
· проводить регулярные беседы по теме: «Формирование представлений о здоровом образе жизни».
Ожидаемые результаты.
· приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;
· развитие эмоционально-волевой сферы воспитанников;
· повышение уровня экологической культуры воспитанников (развитие экологического - гуманного, природоохранного, осознанно-бережного отношения к природе);
· повышение уровня коммуникативных способностей детей;
· повышение эффективности в работе с родителями по вопросам ЗОЖ;
· активизация познавательных интересов детей к трудовой деятельности в природе.